Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|
В заключении невролога нередко указываются рекомендации занятий с логопедом или логопедом-афазиологом, также могут быть рекомендованы: нейропсихологическая реабилитация, коррекционно-восстановительное обучение (переобучение), коррекция речи, когнитивная реабилитация. Всё это формы немедицинской реабилитации, направленной на восстановление нарушенных высших психических функций пациентов с патологиями головного мозга. Такие занятия проводят клинические психологи со специализацией по нейропсихологии либо логопеды со специализацией по афазиологии.
Мозговые катастрофы, такие как травмы или мозговые инсульты нередко ведут не только к двигательным нарушениям, таким как параличи и парезы, но и к расстройствам так называемой когнитивной сферы (речи, восприятия, памяти, мышления, планирования и произвольности). Внешне наиболее явно обнаруживаются расстройства речи в виде афазии, патологии памяти, восприятия (агнозии), мышления требуют специальной диагностики.
Афазия — сложный вид расстройства речи как психической функции. При этом страдает не только артикуляция, но и понимание обращенной речи, и осмысление высказываний, и вербально-логическое мышление. В отечественной классификации выделяют 7 различных форм: от нарушения понимания речи, когда «родная русская речь воспринимается как иностранная», до невозможности спланировать простое предложение при сохранности повторения слов.
Коррекция нарушений когнитивной сферы возможна за счет:
- фармакологического лечения,
- коррекционно-восстановительных занятий,
- активного возвращения пациента, согласно его возможностям, в бытовую среду и трудовую деятельность.
Эффективность реабилитации зависит от следующих аспектов:
-
возраст,
-
тяжесть заболевания,
-
место поражения коры головного мозга и подкорковых структур,
-
действенность фармакологического лечения,
-
ранее начало реабилитационных мероприятий,
-
активность самого пациента, его целенаправленность, а также активность его ближайшего социального окружения;
-
соответствие плана коррекционно-восстановительных занятий уточненному диагнозу.
Задачи нейропсихолога в реабилитационном процессе неврологических пациентов следующие:
-
уточнение диагноза — определение формы и степени нарушения и сохранности психических функций;
-
формирование плана коррекционно-восстановительных занятий и его согласование с многофункциональной бригадой специалистов;
-
проведение занятий.
Типы консультаций:
1. Диагностическая с выдачей нейропсихологического заключения.- Обследование состояния высших психических функций, в том числе, конечно, и речи.
- Оценка состояния как нарушений, так и сохранных сторон когнитивной сферы, на которые возможно опереться при составлении плана занятий.
- Определение рекомендаций по выбору направления планирования плана занятий коррекционно-восстановительного обучения.
2. Реабилитационная.
- Проведение занятий согласно намеченному плану.
- Формирование списка домашних заданий.
Длительность определяется контрактом. Традиционно — ежеквартальные сессии с занятиями в 1 час по 2 раза в неделю в течение месяца.